Как объяснить правописание глаголов ться и тся

Что это за зверь такой: «возвратные глаголы»?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. И если это действие или состояние возвращается к самому действующему лицу, то глагол называют возвратным.

Такие глаголы невозможно перепутать с другими. В их составе вы найдёте постфикс «-СЬ» или «-СЯ». А вы знали, что есть специальный онлайн-сервис, который может вам составить слово из заданных букв.

Получается, что все глаголы с «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ» – возвратные. И главное их коварство в том, что какие-то из них надо писать с мягким знаком, а какие-то – без.

На слух отличить разные формы невозможно: «стремится» звучит так же, как «стремиться», а «веселится» – так же, как «веселиться». На помощь придёт простое правило.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

  1. /10 Вопрос 1 из 10

Спишите слова верно употребляя формы глагола на — тся или — ться?

Спишите слова верно употребляя формы глагола на — тся или — ться.

Верте(тся, ться), попадё(тся, ться) тяга(тся, ться) отправляе(тся, ться) бьё(тся, ться) носи(тся, ться) дивя(тся, ться) толпя(тся, ться) божи(тся, ться) жени(тся, ться) Помогите пожалуйста!

Вы открыли страницу вопроса 10 глаголов оканчивающиеся на тся — ться?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 — 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Р. п. — двенадцати , Д. П. — двенадцати, П. П — о двенадцати ; Р. П. — пятнадцати, Д. П. — пятнадцати, П. П. — о пятнадцати ; Р. П. — сорока восьми , Д. П. — сорока восьми, П. П. — о сорока восьми ; Р. П. — шестидесяти трех, Д. П. — шестид..

М( м’) — согл. , зв. , сон. , мягк. Е( е) — гл. , уд Л( л’) — согл. , ззв. , сон. , мягк. Ь — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 3зв. , 4б.

Все и, все а вроде так.

Через(_. _. _. , наречие)сутки(_ _ _ , дополнение выражено существительным) опять(_. _. _. , наречие) взглянешь(двумя чертами, глагол)с холма(_. _. _. , выражено существительным)вперед(_. _. _. , наречие) — и опять(_. _. _. , наречие) та же..

Молодежь, держа в руках чашечки с кофе, собралась около пианино. Повар приготовил вкусное блюдо, в которое входилиподжаренный картофель, запеченная дичь и мелко нарезанныйщавель. Ковыль идеально приспособлен к жизни в сухой, безводной степи. На ст..

14. лаконично — кратко энергично — активно экстренн — срочно деликатно — мяг.

Ловить рыбу — глагольное словосочетание, главное слово — глагол ловить, тип связи — управление ; заниматься музыкой — глагольное словосочетание, главное слово — глагол заниматься, тип — связи управление ; закат солнца — именное словосочетание, главно..

Человек природа жизньПрирода. Все что окружает нас. Все живое и неживое. С давних времен человек был един с природой. Ее боготворили и даже приносили ей жертвы. Но в связи с технологическим прогрессом человек забыл о значимости природы. Он унич..

— Эй , жук ! Мой друг ! Расскажи , где ты живёшь ? Что нас в гости не зовёшь ? Ты себе построил дом ? Это обращение. (Что сделал? ) Построил, залез, исчез — глаголы в прошедшем времени. К сожалению, пропущенных букв не видать.

ПРОСТЫЕ : На улице было холодно исыро. Я смотрела и радовалась за него. Снег падал медленно и бесшумно. Мы и наш новый друг пошли в магазин. Ветер по морю гуляет и кораблик погоняет СЛОЖНЫЕ : Мама сварила вкусную кашу, и я поблагодарила её. На у..

Когда не ставится?

Мягкий знак в постфиксе «-тся» у глаголов не нужен, если они в предложении употребляются в форме 3-его лица как в единственном, так и множественном числе. Мягкий знак не прописывается в таких словах и тогда, когда они имеют форму будущего, настоящего времени. К таким глаголам можно задать соответствующий вопрос. Например:

  • «Таня (что делает?) готовится к контрольной работе».
  • «Игорь (что делает?) катается на самокате».

В указанных случаях в вопросах, заданных к словам, отсутствует мягкий знак. Соответственно, сами слова пишутся без него. Все глаголы в третьем лице на письме употребляются без «ь». Проверяется это правило вопросами «что (с)делает?», а также «что (с)делают?».

Как писать глаголы с -ться/-тся? Правила, которые должен знать каждый

Люди перестали писать друг другу письма. Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.

Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, — тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака – одна из самых распространенных оплошностей.

В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать –ться и –тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!

Безударные гласные в глагольных формах.

Гласный перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ть может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Усекаемыми являются основы глаголов, в которых гласный, находящийся в инфинитиве перед -ть , отсутствует в формах настоящего будущего времени, напр.: курить – курю, курят; видеть – вижу, видишь, видят; стоять – стою, стоит; махнуть – махнёт, махнём. Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых этот гласный в формах настоящего будущего времени сохраняется, напр.: читать – читаю, читают; гулять – гуляешь, гуляет; белеть – белеет, белеют; гнить – гниёт, гниют.

Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом -ть инфинитива определяется следующим правилом.

1. После мягких парных согласных (т. е. не после шипящих) в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и, а в глаголах с неусекаемой основой – е , напр.: верить (ср. верю, верят), править (правлю, правят), гладить (глажу, гладят), встретить (встречу, встретят), но обезлюдеть (обезлюдеет), посолиднеть (посолиднеет).

Исключения: глаголы с усекаемой основой видеть, зависеть, ненавидеть и обидеть (ср. видят, зависят, ненавидят, обидят), в которых не пишется буква и , а пишется е , и глагол с неусекаемой основой кашлять (ср. кашляю ), в котором не пишется буква е , а пишется я .

2. После шипящих согласных в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и , а в глаголах с неусекаемой основой – буквы а или е , напр.: наскучить (ср. наскучу, наскучат),умножить (умножу, умножат), утешить (утешу, утешат), таращить (таращу, таращат), но: вешать (ср. вешает, вешают), скушать (скушает, скушают), сплетничать(сплетничают), обезматочеть (обезматочеет ), оравнодушеть (оравнодушеет ), ополоуметь (ополоумеют). Исключение: глагол слышать с усекаемой основой (ср. слышу), в котором не пишется буква и, а пишется а.

Примечание 1 к пп. 1 и 2. О разграничении глаголов I спряжения на -еть (с неусекаемой основой) типа обессилеть, обездушеть и глаголов II спряжения на -ить (с усекаемой основой) типа обессилить, обездушить см. § 63. В разговорной речи у некоторых глаголов на -еть с неусекаемой основой (выздороветь, выздоровею, выздоровеет; опостылеть, опостылеет; опротиветь, опротивеют ) имеются вариантные формы, образованные по «усекаемому» типу, которые передаются на письме с окончаниями II спряжения: выздоровлю, выздоровит, выздоровят, опостылю, опостылит, опротивят и т. п.

Примечание 2 к пп. 1 и 2. В глаголах мерить и мучить (и в производных от них глаголах), имеющих, кроме личных форм типа мерю, меришь, мерят, мучу, мучишь, мучат , допустимые вариантные формы типа меряю, меряешь, меряют, мучаю, мучаешь, мучают , в инфинитиве перед -ть и в формах, сохраняющих основу инфинитива, пишется только буква и : мерил, отмерив, замучила и т. п. (такие написания, как мерять, мерял, мучать, мучал, отмеряв, замучавшись , не соответствуют современной орфографической норме).

3. После гласных (встречающихся только в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы и или я . Буква и пишется после гласного о, напр.: стоить, строить, успокоить ; буква я после гласных а, е, у, напр.: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я, а пишется и.

Anagram Artist

Anagram Artist — приложение для составления анаграмм, разработанное известным в узких кругах победителем премии Anagrammy Awards Маком Китом. Распространяется программа на бесплатной основе, не имеет перевода на русский язык и может обрабатывать запросы, написанные только латиницей.

Anagram Artist используется в первую очередь для составления собственных анаграмм, но есть возможность искать ответы на уже имеющиеся ребусы. Для этого достаточно в специальном поле ввести все необходимые символы и нажать Enter для запуска процесса обработки данных. В правой части интерфейса начнут появляться ответы, поделенные на пронумерованные столбцы, обозначающие длину слова. Дополнительных функций у программы не много, но при необходимости можно задавать маску искомого ответа.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило – одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

«Не годится ей молодиться»;

«Ему приходится мириться с новым начальством».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1. Я люблю заботиться о животных;

2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4. Он перестал меня слушаться;

5. На небе начали проявляться звезды.

1. Она с удовольствием заботится о животных;

2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3. Он поклонится в конце выступления;

4. Надя слушается маму и папу;

5. На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он сме ёт ся — все сме ют ся;
  • флаг запо­лощ ет ся — листья запо­лощ ут ся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Понаблюдаем:

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ет ся перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сит ся ;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жут ся .

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или фор­ма 3 лица);
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью задан­ных вопросов:

  • озор­ник (что дела­ет?) боит­ся;
  • боит­ся (что сде­лать?) при­знать­ся.

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса

И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол

В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

  • Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
  • У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Составь слово

«Составь слово» — приложение от российского разработчика, которое позволяет осуществлять поиск нужного слова из заранее заданных в специальном поле символов. Производится эта процедура посредством последовательного перебора с подстановкой. В качестве основы взят встроенный словарь из 83000 русских слов. Программа также может обрабатывать английские слова, но соответствующий словарь имеет всего 38000 позиций. При необходимости пользователь может самостоятельно добавлять или убирать новые словоформы.

Приложение имеет несколько устаревший дизайн, но логика представления информационных блоков удобна и легко считывается визуально. В верхнем левом углу размещено поле для ввода основного запроса, максимальный размер которого не должен превышать 10 символов. После обработки данных в правой части будет представлен список ответов, поделенный на столбцы разной длины слова. Также есть функция «Поиск по маске», позволяющая фиксировать буквы на определенной позиции в слове. При необходимости полученные результаты можно экспортировать в отдельный текстовый файл.

Включаем логику

Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» — это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание –ться и –тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .

Например: одевать себя – одеваться; он одевает себя – он одевается.

В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания ­–ться, -тся больше не будет камнем преткновения.

Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.

Cross+A

Cross+A — многофункциональное профессиональное программное обеспечение для создания и решения сканвордов, кроссвордов (обычных и японских), судоку и т. д. Также есть возможность составления слов из набора букв (анаграмм). Чтобы воспользоваться приложением для выполнения поставленной задачи, необходимо в главном меню выбрать соответствующий ребус, после чего откроется нужная форма для ввода имеющихся символов с последующей их обработкой. Как и в случае с предыдущей программой, в Cross+A нет поддержки английского языка, а словарь составляет всего 95000 слов, но есть возможность его расширить, импортировав собственный список из текстового файла.

Важным отличием от других подобных программ для составления анаграмм является возможность ввода неограниченного числа символов. Есть несколько режимов работы:

  • «Поиск анаграмм» — стандартный режим для поиска слов из введенных символов;
  • «Нисходящий поиск» — ищет слова, которые можно составить из букв слова-анаграммы;
  • «Восходящий поиск» — ищет слова, в состав которых входят все буквы слова-анаграммы.

Также можно использовать маску, определяя длину искомого слова и указывая месторасположение уже найденных букв. Неизвестные переменные обозначаются знаком вопроса — «?». При необходимости также можно активировать функцию для учета веса слова, после чего станет доступным дополнительное меню для ввода соответствующих параметров. Программа полностью переведена на русский язык и имеет бесплатную версию. Но некоторые функцию в ней недоступны, а для их разблокировки потребуется оформить платную подписку.

Тесты по теме “Правописание ться – тся у глаголов”

Тест 1

Вопрос № 1 

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2 

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3 

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5 

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Тест 2

Вопрос 1 

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2 

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3 

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5 

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6 

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7 

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8 

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9 

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10 

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

  1. Не стоит боя… перемен.
  2. Не могу реши… выйти к доске.
  3. Дамы и господа, концерт продолжае…
  4. Ей нужно верну… домой к вечеру.
  5. Он идет, все, спряч… за диван!
  6. Не смей сдава…!
  7. Обуча… нужно смолоду.
  8. Прекратите шепта… за моей спиной!
  9. Земля скоро покрое… снегом.
  10. У него дело из рук вали…

Ответы:

  • бояться;
  • решиться;
  • продолжается;
  • вернуться;
  • прячься;
  • сдаваться;
  • обучаться;
  • шептаться;
  • покроется;
  • валится.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты – хоть плачь»!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий